Открытое образование – инвестиции в будущее

14 декабря в рамках Года педагога и наставника, а также 30-летия Майинского лицея имени И.Г. Тимофеева при поддержке Управления образования Мегино-Кангаласского улуса, Министерства образования и науки РС(Я), Института развития образования и повышения квалификации имени С.Н.Донского II состоялся образовательный форум «Открытое образование – инвестиции в будущее» с целью поиска эффективных механизмов создания открытого образовательного пространства, как условия научно-технологического развития.

Участниками форума выступили педагоги и руководители общеобразовательных организаций Мегино-Кангаласского улуса, педагоги и руководители Сети школ Первого Президента Республики Саха (Якутия), Сети политехнических школ Республики Саха (Якутия), учреждений высшего и среднего профессионального, дополнительного образования, специалисты методических служб, представители педагогической общественности и научные работники.

Формирование нового технологического суверенитета, опережающий рост обрабатывающей промышленности являются одним из главных задач, указанных президентом РФ Владимиром Путиным.  Это же направление прописано и в целях Государственной программы Республики Саха (Якутия) «Научно-технологическое развитие Республики Саха (Якутия) на 2020 — 2024 годы».

Майинский лицей (гимназия) с момента своего создания входит в сеть школ Первого Президента Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаева (ранее – Сеть президентских школ). «Образование – абсолютная ценность общества» – утверждал Михаил Ефимович. Также, он подчеркивал: «Сегодня качество образования является важнейшим показателем развития государства, его оборонной и экономической мощи, его престижа и конкурентноспособности в глобальном мире». Коллективы школ Сети продолжают дело М.Е. Николаева в области образования под девизом «Объединяя лучшее – быть первыми».

Майинский лицей, как одна из школ Сети политехнических школ республики, свою миссию видит в подготовке профессионально-ориентированных выпускников, в реализации программ углубленного изучения математики, физики, химии, информатики, в воспитании будущих научно-инженерных кадров. В данное время в лицее ведется комплексная и целостная система обучения, основанная на взаимодействии учебных учреждений, центров и виртуальных представительств, оказывающих образовательные услуги независимо от места, времени и форм обучения на основе новых социально-образовательных технологий. То есть создана современная система открытого образования, представляющего собой совокупность педагогических, технических, информационных и организационных подходов в образовании.

Цель открытого образования – создание оптимальных условий для развития личности каждого ученика путем непрерывного образования и саморазвития в условиях информационного общества.

Открытое образование дает возможность не только воспринимать инновационные тенденции извне со стороны развивающегося общества, но и модернизировать традиционные формы преподавания и управления образовательным процессом в инновационной школе, что способствует внедрению в процесс обучения разнообразных современных методик обучения и программ, новых форм организации учебной деятельности. Инновационные методы обучения обеспечивают личностно-ориентированный подход в инженерном образовании, в т. ч. обучение по индивидуальным, специально разрабатываемым для каждого отдельного ученика учебным планам и заданиям с учетом его интересов и склонностей.

На форуме педагоги активно работали на одновременно действующих творческих  площадках, делясь своими идеями и опытом внедрения инноваций в учебный процесс.  Они обсудили новые подходы в технологическом образовании, демонстрировали потенциал сетевого образования в открытом информационном пространстве.

Так перед гостями представили открытые уроки учителя Харитонова Мария Иннокентьевна («Обучаемся цифровым технологиям вместе с Яндекс» — урок информатики в 10 (проф.) классе), Тарасова Евдокия Ильинична («Я жил зимою в Ленинграде» по «Ленинградской поэме» Ольги Берггольц» — урок русской литературы в 8.1 классе), Маркова-Ким Таисия Павловна («Великие люди и их таланты» — урок английского языка в 6 классе), Жирков Дмитрий Леонидович («Первая помощь при попадании инородного тела в органы дыхания. ИВЛ» — урок ОБЖ в 9 классе), Жиркова Марина Викторовна и Исакова Марфа Кретовна (интегрированный урок-практикум «Белки» по химии и биологии в 10 (проф.) классе), Копырина Иванна Ивановна, Попова Анжелика Ивановна (интегрированный урок математики и физики «Бесшовная математика» в 9 классе), Иосифова Мария Милентьевна, Кухаренко Варвара Никитична (интегрированный урок русского языка и географии «Климат России» в 8.2 классе), Петрова Мидена Гаврильевна («Тереебут тылым – сайдыым тирэ5э» — урок якутской литературы в 11.1 классе).

На мастер-классах «Учиться и развиваться – исследуя, пробуя, творя, создавая» педагоги лицея показали эффективные приемы и методы работы с учениками, поделились своим опытом работы с коллегами.  Учитель истории, обществознания Гурьева Александра Ариановна и учитель физики Никитин Пётр Афанасьевич раскрыли «секреты» успешной организации научно — исследовательской деятельности обучающихся в политехнической школе; Птицына Дария Алексеевна мастерски представила опыт реализации модульного обучения на современных уроках технологии; Птицын Пётр Михайлович наглядно показал применение современных технологий в реализации сетевых программ на базе школьного технопарка «Сайдыс»;  учитель информатики Решетникова Зинаида Валерьевна познакомила с реализацией программы сетевого проекта «Моя профессия ИТ»; учитель английского языка Жирков Фёдор Фёдорович поделился опытом создания медиа-контента в рамках сетевого проекта с детским издательством «Кэскил»; а творческая группа учителей-единомышленников (Слободчикова Тамара Егоровна, Егорова Светлана Гаврильевна, Копырина Иванна Ивановна, Исакова Марфа Кретовна, Кычкин Андрей Владимирович) продемонстрировала метапредметное электронное учебное пособие по функциональной грамотности  «Удьуорбар сана суолу тэлэн».

Помимо этого, организована выставка-презентация опыта работы Майинского лицея по созданию эффективной модели открытого образовательного пространства: «Образование – Наука – Технологии – Инновации – Экономика».  Здесь представлены лучшие научные исследовательские и проектные работы юных исследователей, продукции школьного бизнес-инкубатора, изготовленные самими учениками на 3D-принтере,   изделия гончарного дела и 3D art моделирования, которые смастерили воспитанницы внеклассной-учебной деятельности «Кыыс-Куо».

Учитель истории и обществознания Кычкин Андрей Владимирович и педагог-организатор детского объединения Чиряев Дмитрий Николаевич провели деловую игру в форме дебатов по теме «Школа. Производство. ВУЗ. Наука» среди учеников и их родителей отцов.  Они глубоко погрузились в тему и увлечённо обсудили актуальные проблемы воспитания, профориентации, трудоустройства молодежи.

На интерактивной площадке «Открытое образование – новые возможности»  заместитель директора по учебной работе Борисова Сардаана Николаевна представила новую позицию лицея в условиях открытого образования.  Майинский лицей, как одна из школ Сети политехнических школ РС(Я), свою миссию видит в подготовке профессионально-ориентированных выпускников, в реализации программ углубленного изучения математики, физики, химии, информатики, в воспитании будущих научно-инженерных кадров.  Она дала подробные сведения об основном политехническом направлении образования лицея, практико-ориентированном обучении, реализации проектов и программ обучения, кластерном мониторинге оценивания, описала образ современного выпускника-лицеиста.  На этой площадке выступили заместитель начальника Управления образования МР «Мегино-Кангаласский улус»  по информатизации  Нестеров Михаил Павлович, представители сетевых школ, руководители школ Мегино-Кангаласского, Амгинского, Намского, Таттинского и Хангаласского улусов.

На пленарном совещании директор лицея Попова Татьяна Спартаковна осветила историю создания и становления Майинской гимназии, душевно отметила имена руководителей и педагогов-ветеранов, которые стояли у истоков развития лицея, ознакомила с приоритетными направлениями учебной и воспитательной программы, анализом работы за последние 5 лет.  Выразила слова  благодарности учредителям стипендий, меценатам и партнерам.

Пленарное совещание прошло в форме живого диалога.  В нем  участвовали учитель физики Никитин Петр Афанасьевич, учитель информатики Решетникова Зинаида Валерьевна, родитель Кулешов Александр Сергеевич, ученики 9.2 класса, отличники учебы, лауреаты многих научно-практических исследований, победители олимпиад по техническим предметам, спортсмены Гермогенов Вадим и Валера.  Они поделились своей точкой зрения об особенностях инженерно-технического образования с разных позиций.

Таким образом, система открытого образования позволяет не только непрерывно обучаться, но и создает уникальную информационно-образовательную среду для творческого развития личности как ученика, так и учителя, раскрывая многообразие их возможностей с помощью социальных сетей и сетевых сообществ.  Форум стал отличной возможностью узнать о новых тенденциях в образовании, способах преодоления различных проблем, инновационном опыте коллег.

В торжественной части теплые слова воспоминания звучали из уст учителей-ветеранов и первых директоров лицея, ими было сказано столько хороших слов о моментах основания гимназии.  А ныне плодотворно работающие учителя и сотрудники школы со сцены получили заслуженные награды — Почетные грамоты с нагрудным знаком и Благодарственные письма, грамоты за многолетний плодотворный труд, значительные успехи в воспитании и обучении подрастающего поколения.

Завершил этот праздничный день юбилейный концерт, представленный яркими фольклорными, вокальными, танцевальными номерами, проникновенным чтением стихов, чарующими звуками игры на флейте.  С большой сцены учащиеся и учителя лицея дарили свое творчество, душевное тепло и хорошее настроение, а зритель аплодисментами встречал каждого участника концерта.

Теплые слова благодарности были высказаны участниками  форума за организацию живого, активного сотрудничества, презентацию актуальных и современных идей.