В отчете министерства 24 января 2024 года приняли участие более 200 человек из исполнительных органов государственной власти, парламента республики, муниципальных образований, подведомственных образовательных учреждений и общественных организаций.
Первый заместитель Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Александр Жирков в своем выступлении обозначил несколько ключевых направлений, по которым призвал к консолидированной работе исполнительной, законодательной, муниципальной органов власти со всеми образовательными организациями республики, всеми подразделениями сферы образования, общественностью.
Первым направлением Александр Николаевич назвал сохранение и развитие родного языка. «В республике приняты важные решения: проведен II съезд учителей якутского языка, съезд коренных народов севера, Главой нашей республики издан указ и принята программа о поддержке языков в РС(Я), вопрос сохранения родных языков отнесен Главой республики к числу приоритетных в стратегическом указе по образованию, в республике работают много талантливых педагогов, активно подключается к проблеме общественность, и у нас главная задача: предотвратить опасность утери родного языка, — отметил Александр Жирков. – В последнее время в некоторых кругах появились потуги заботу о судьбе родного языка переложить на плечи общественности. Это в корне неверно. Забота о сохранении родного языка была, есть и остается одной из главных направлений деятельности министерства образования национальной республики, забота всех нас: власти, школы, общественности».
Второе направление: совершенствование системы оплаты труда. «На сегодняшний день в республике наметилась весьма тревожная ситуация, когда особенно в сельской местности вследствие сокращения числа учеников, в базовых средних школах учителя оказываются в неравном положении по оплате труда в сравнении с крупными образовательными организациями, и даже по сравнению с малокомплектными школами, — отметил Александр Николаевич. – Вследствие этого базовые школы теряют квалифицированных педагогов, привлекательность для учащихся и их родителей, и, в итоге, к еще большему сокращению числа учащихся». Александр Жирков предложил министерствам образования и труда внести предложения по исправлению данной ситуации, по дальнейшему совершенствованию системы оплаты труда педагогов в целом. «Следует также исправить ситуацию в образовательных организациях, переведенных в статус «Школа — сада», ибо в оплате труда учителей в этих учреждениях число детей дошкольного возраста не учитывается», — отметил первый вице-спикер парламента Якутии.
Третье направление: строительство комфортного жилья в сельской местности для специалистов в сфере образования. Александр Жирков отметил, что привлекательность образовательных организаций и в целом всех сельских территорий зависит от многих факторов, в том числе от обеспеченности нормальным жильем специалистов, выезжающих в сельскую местность. «Одна из главных причин, почему молодой специалист избегает сельскую местность, заключается в конфликте запросов и предложений», — сказал Александр Жирков, — и это касается не только учителей. Эта проблема стоит и перед министерством здравоохранения, и перед министерством культуры, в целом всей бюджетной сферы». Необходимо, помимо действующих программ по жилищному строительству, выделить отдельной темой строительство, обеспечение комфортным жильем специалистов, работающих в сельской местности.
И четвертое направление: трудовое и патриотическое воспитание учащихся. По мнению Александра Жиркова, отношение к труду и чувство патриотизма в воспитательном процессе не разделимы. «В нашей республике имеется наработанный многими годами практический опыт трудового воспитания школьников, привития уважительного отношения к труду, к земле, к человеку – труженику. Это и есть основа отношения ребенка, человека к родной земле, любви к Родине. Сегодня в Российской Федерации стали обращать особое внимание и к патриотическому воспитанию. А это в человеке единое целое. Любовь к труду, к земле и любовь к Родине – понятия неотделимые. Трудовое и патриотическое воспитание должны быть в неразрывной связи, и рассматриваться как единая составляющая в становлении будущего гражданина нашей Родины», – подытожил Александр Николаевич.
Пресс-служба Ил Тумэна